В каких условиях содержатся больные в учреждениях исполнения наказаний и кто контролирует, как и какими препаратами в них лечат туберкулез? Какие проблемы испытывают не только заключенные, но и персонал медицинских центров в приднестровских тюрьмах?
На базе учреждения исполнения наказаний № 3 расположен медицинский сектор. Здесь содержатся заключенные с открытой формой туберкулеза, которые требуют особого лечения. На стационаре сейчас находятся 12 осужденных. Врачи говорят, что в тюрьмах лечение больных проходит даже легче как раз из-за их закрытого режима. Здесь пациенты всегда находятся под присмотром. А чтобы исцелиться от туберкулеза полностью, необходима длительная терапия.
Нелли Обевзенко, главный врач Республиканской туберкулёзной больницы: «Не все выдерживают полную схему лечения. Лечение туберкулеза, даже самого простого, даже если это очажок до одного сантиметра в диаметре, составляет шесть месяцев. А если это устойчивая форма туберкулеза, то от 18-ти месяцев и более. У нас есть пациенты, которые лечатся пять лет. Пять лет человек вынужден принимать препараты, но, тем не менее, если человек желает излечиться, слышит врача и выполняет все предписания, он выздоравливает и никогда больше не возвращается к нам».
Для нужд пациентов в тюремной больнице всегда находится недельный курс препаратов, остальной запас медикаментов хранится на складе. За их наличием и соответствием срокам годности регулярно следят эксперты министерства здравоохранения.
Оксана Долгушева, заведующая организационно-методическим отделом Республиканской туберкулёзной больницы: «На сегодняшний день здесь имеется полный комплект препаратов для лечения по стратегии ДОТС +, по стратегии ДОТС у них также имеется комплект препаратов, которые необходимы для лечения пациентов. Стратегии ДОТС и ДОТС + – это стратегии, которые рекомендованы ВОЗ для всех стран в принципе, и они предусматривают под собой, название само подразумевает под собой короткий курс лечения, строго контролируемого лечения».
По словам врачей, многие люди считают, что от этой болезни вылечиться полностью невозможно, а также, что именно в пенитенциарных учреждениях её проще всего подхватить. С начала двухтысячных в нашей республике используются специальные системы лечения ДОТС и ДОТС +. На сегодняшний день фтизиатры добились того, что два пациента с самой сложной формой туберкулеза – открытой – перестали выделять опасные бактерии и находятся на стадии выздоровления.
Вячеслав Поздняков, директор Центра медицинской помощи и социальной реабилитации Государственной службы исполнения наказаний: «В основном больные у нас поступают с гражданского сектора уже с туберкулезом. В качестве примера того, что тюремная система не является рассадником туберкулеза: случаев за первое полугодие 2014 года вновь выявленных – порядка 8 при общем количестве больных более 70-ти».
В медцентре тюрьмы больных распределяют по типам и формам туберкулеза. Поскольку учреждение находится в черте города, а также, чтобы уберечь от заражения персонал и здоровых осужденных, в помещении изолятора установлена специальная вентиляционная система. Она фильтрует воздух в палатах и препятствует попаданию опасных бактерий в окружающую среду.
Нелли Обевзенко, главный врач Республиканской туберкулёзной больницы: «Мы лечим человека. Мы не лечим осужденного или простого человека, это не имеет никакого значения. Туберкулезу абсолютно всё равно, с какой стороны колючей проволоки ты находишься».
Представители минздрава и пенитенциарных учреждений нашей республики тесно сотрудничают с международными организациями. На неделе в Тирасполь приезжали делегаты из Совета Европы. На встрече говорили не только о соблюдении гражданских прав заключенных. Эксперты интересовались, в каких условиях трудятся медики и обслуживающий персонал тюрем. Здесь рассказали, что система исполнения наказаний сегодня испытывает серьезную нехватку медицинского персонала. А врачи, которые есть, нуждаются в постоянном повышении квалификации.
Вячеслав Поздняков, директор Центра медицинской помощи и социальной реабилитации Государственной службы исполнения наказаний: «Пенитенциарный сектор не престижен, поэтому в среднем нехватка персонала составляет более 40%, по врачам нехватка составляет 60%, то есть менее половины огромная нагрузка на врачей пенитенциарного сектора. Обеспечиваются достаточные пробелы иногда, не собственно в лечении, а собственно в вопросах диагностических, раннего выявления, позднего выявления».
Для восполнения пробелов в знаниях приднестровские медики уже выезжали в прошлом году на специальный тренинг в Россию, где на примере томской тюрьмы врачи ознакомились с тем, как там борются с туберкулезом. Сейчас представителей пенитенциарной системы и гражданской медицины Приднестровья пригласили в Баку на очередные курсы повышения квалификации, где они получат возможность обменяться опытом со своими коллегами. Там они смогут увидеть, как в нескольких учреждениях исполнения наказаний лечат пациентов с различными формами и видами инфекционных заболеваний.