Депутаты «нарисовали» доходы?

«Доходы нарисованы буквально из воздуха» – такую оценку работы Верховного Совета дали СМИ. Слова о покрытии миллиардного дефицита депутатами можно смело разделить на 10. По оценке министра финансов, дефицит сократится только на 400 миллионов, причем 250 из них определены Правительством, а не поправками депутатов. Нарисовать дополнительные доходы очень просто, более того, это очень приятно. Но можно ли с их помощью выплачивать зарплаты, ремонтировать дороги или закупать медикаменты?

Ситуация на самом деле вызывает улыбку, правда, улыбка получается не очень весёлая. Уже третий год наши предприятия отмечают падение мировых цен на их продукцию, они не просто уплачивают меньше налогов, им необходима и дополнительная поддержка государства, что ещё больше бьет по бюджету. В соседних странах, испытывающих те же проблемы, резко обрушили курс своих валют, а вместе с ними и реальный уровень жизни населения. В Приднестровье, чтобы и впредь сохранять стабильность, надо компенсировать выпавшие доходы от предприятий. Сделать это непросто, но такая задача поставлена и Правительству, и Верховному Совету.

Евгений Шевчук, Президент Приднестровской Молдавской Республики: «Мы поддержали стабильный курс национальной валюты, тем самым поддержали стабильность доходов граждан на протяжении четырех лет. На сегодняшний день мы являемся единственной страной в СНГ, у которой из-за девальвации не снижены доходы граждан, пенсии».

А доходы бюджета сократились. Дефицит по социально защищенным статьям – более миллиарда рублей. По поручению Президента, Правительство определило, как сократить дефицит на четверть миллиарда, эти поправки не вызывают возражений, они приняты. Правительство предусмотрело, что пенсии и пособия будут выплачиваться в полном объёме, на это источники определены. Предусмотрена также полная выплата зарплат и погашение прошлогодней задолженности – а на эти цели деньги предстоит найти, и Правительство шаг для этого сделало.

Ирина Молоканова, министр финансов ПМР: «Всё это позволит сократить дефицит по социально защищенным статьям на 144 миллиона рублей, а в целом дефицит – на 255 миллионов рублей».

Депутаты. До сих пор они, как правило, не уменьшали, а, наоборот, увеличивали дефицит бюджета, например, в непростом прошлогоднем бюджете на 100 миллионов. После декабрьских выборов парламент обновился. В основном в том смысле, что одни члены партии «Обновление» сменились другими. Парламент контролирует та же партия, но тактика поменялась. Депутатское большинство о своих поправках говорило много, и в итоге объявило на официальном сайте: «Миллиард найден. Дефицит покрыт». Но на заседании в этом появились сомнения.

Алевтина Слинченко, первый заместитель председателя Правительства ПМР: «Очень многие поправки, по моему мнению, не имеют под собой реальной экономической основы, и на это надо обратить внимание. Необходимо пересмотреть часть поправок и те, которые были приняты на комитете, с учетом реальных прогнозных параметров, которые был предложены Правительством».

Оказалось, что депутаты оперировали завышенными макроэкономическими показателями. Так, размер ВВП составит не 13, а чуть более 10 миллиардов рублей, что отражается на поступлениях в бюджет. Кроме прочего, нереальными оказались цифры по фонду соцстрахования, из которого выплачиваются пенсии и пособия. Депутаты учитывали не тот размер расчётного уровня минимальной заработной платы. О расчетах депутатов газета «Приднестровье» написала следующее.

Газета «Приднестровье» от 4.03.2016: «Самое время рассказать о «большой работе» профильного комитета под руководством Александра Мартынова. Бюджеты, как известно, бывают дефицитными, бездефицитными и профицитными (такое тоже иногда случается). В минувшую среду Александр Мартынов (подавляющее большинство поправок принадлежало ему) предложил новый вид основного финансового документа государства – условно-воздушный. Многие статьи доходов бюджета главой профильного парламентского комитета рисовались буквально из воздуха».

Оригинальное предложение стоимостью в 104 миллиона – направить в бюджет деньги, привлеченные Президентом из-за границы в 2013-м году. Это деньги, которые направлены в Приднестровье специально на ремонт социальных объектов, закупку машин скорой помощи, современного медоборудования. На что владелец этих средств направил деньги, на то они и израсходованы, причем в 2013-м году. Можно ли теперь продать всё это – председатель Правительства разводит руками.

Павел Прокудин, председатель Правительства ПМР: «Я на прошлой неделе был, там люди на 2-сменную перешли работу, потому что столько желающих. Действительно, оборудование впечатляет. Говорим, что деньги эти были потрачены, они уже материализовались, их можно пощупать, съездите, посмотрите, опять же это внебюджетные деньги. Нам говорят: верните их в бюджет. Мы же не продадим стену или бассейн».

Депутаты направили в бюджет деньги не только из 2013-го года, то есть из прошлого, но также из будущего. Они всё-таки решили изъять до 70% чистой прибыли у всех государственных предприятий. Что изменится при этом на таких предприятиях – вопрос десятый. Но главное, что предприятия должны заплатить наперёд – то есть не за 1, а сразу за 2 года. Могут ли они перечислить в бюджет ещё не полученную прибыль? По принятой поправке – вполне. Более того, 90 миллионов рублей депутаты решили забрать у коммерческой организации – экспедиционной компании. Можно ли это сделать? Такой запрос депутаты направили в прокуратуру.

Из миллиарда, который якобы нашли депутаты, основная часть, 428 миллионов – это увеличение ввозных пошлин и акцизных сборов. Как они могут увеличиться, если Украина вовсе запрещает ввоз в Приднестровье подакцизных товаров, – непонятно. По этой причине за первые месяцы этого года соответствующие сборы упали на 65%, а в поправках у депутатов – рост, причем очень приличный.

Ирина Молоканова, министр финансов ПМР: «Мы видим, что у нас импортируемая продукция подакцизная со стороны Украины в основном запрещена, поэтому мы не видим, что данные суммы поступят нам в доход республиканского бюджета».

Александр Мартынов, председатель комитета по экономике и финансам Верховного Совета ПМР:  «У нас реального сектора экономики не хватает для того, чтобы этот дефицит закрыть. Поэтому я, как автор поправки, считаю, что эту поправку необходимо принимать, и в 2016-м году по всем каналам Правительства, ГТК принять весь комплекс мер по разблокированию официального импорта подакцизных товаров».

Светлана Клименкова, заместитель председателя ГТК ПМР: «Мы можем принимать любую цифру. Давайте тогда мы нарисуем эту цифру и всем объявим чуть больше. Ну что нам мешает закрыть весь дефицит с помощью доходов, которые должны поступить по нашим предположениям в бюджет? Она не родила, но по нашим расчетам она должна родить. Вот  давайте мы так сделаем».

Если родит – это будет чудо. Примерно так считает автор публикации в молдавском издании.

«ALL MOLDOVA», 3 марта 2016: «Вывод: сумма в размере 428,05 млн рублей, предлагаемая для увеличения доходной части, просто «нарисована» и реально ничем не обеспечена».

Дмитрий Болтрушко, министр экономического развития ПМР: «Увеличение бюджета на 430 миллионов сейчас зависит от решения кабинета министров Украины. Как можно закладывать доходы, которые зависят от решения правительства другого государства? Это некоторое замыливание глаз, и не знаю, как можно людей вводить в фактическое заблуждение. С таким же успехом можно было бы заложить в бюджет доходы от безвозмездной помощи из какой-либо африканской страны».

Пропорционально сокращены все расходы по всем направлениям. Кроме того, законодатели прошлись по другим ветвям власти. На треть сократили резервный фонд Правительства и вовсе упразднили такой же фонд главы государства. Это фонд, из которого, например, направлялись деньги на спасение людей при наводнении и ликвидации других чрезвычайных ситуаций, которые случаются и летом, когда депутаты в отпуске.

Среди других, в финансовом плане более важных поправок – продажа принадлежащей государству доли Рыбницкого цементного комбината. Цемент на мировом рынке стоит очень дешево, из-за чего государство вынуждено помогать предприятию. Сейчас далеко не самые выгодные условия для продажи части крупнейшего комбината, говорят в Правительстве.

Владислав Тидва, депутат Верховного Совета ПМР: «Что касается продажи государственной собственности. Никто не предлагает какую-то массовую программу приватизации. Речь идет конкретно о пакете акций цементного комбината. В условиях дефицита бюджета это вполне адекватная мера, которая соответствует практике».

Олег Хоржан, депутат Верховного Совета ПМР: «Продавать государственную собственность невыгодно с точки зрения экономики. И я буду голосовать против этой поправки. Что Правительство за 5 лет не приватизировало ни одного предприятия – это тоже заслуга действующего Правительства. Мы уже заприватизировались за 20 лет».

Перед решением о продаже в Верховном Совете публично озвучен депутатский запрос, где говорилось о разрезании предприятия на металлолом. На самом деле, наоборот, на миллионы долларов закуплено новое оборудование для модернизации комбината, чтобы он приносил прибыль даже при низкой стоимости цемента. Всё это выяснилось, но по репутации комбината здорово прошлись. И это явно не увеличивает стоимость государственного имущества.

Евгений Шевчук, Президент Приднестровской Молдавской Республики: «Мы четыре года собирали государственную собственность, не продали ни одного предприятия, зато Верховный Совет сегодня уже хочет продать. Возможно, вся шумиха вокруг ММЗ и цементного завода связана с тем, что кто-то это хочет купить? В поправках депутатов уже продаются акции цементного завода, которые были переданы в государственную собственность два года назад. Не пойму такой подход: то ли это бизнес, то ли государственное управление? С этим надо разбираться представителям КГБ и прокуратуры ПМР».

Перед приватизацией по закону полагается составить программу, в том числе и оценить предприятие. Нет даже программы, но доходы уже прописаны в бюджете.

Дмитрий Болтрушко, министр экономического развития ПМР: «Ситуация напоминает ситуацию с пошлинами: мы якобы нашли доходы, а вы, Правительство, попробуйте теперь эту программу исполнить. Это не совсем конструктивный подход, потому что мы заранее заявляем о том, что этих денег с очень высокой долей вероятности не будет. Не надо вводить наших граждан в заблуждение».

Дорожный фонд – ещё один интересный момент. Вот предыстория: дорожникам поступают деньги в течение всего года, а ремонт идёт в основном летом, тогда и нужны средства. Деньги есть у Дубоссарской ГЭС, она их накапливает для замены дорогого оборудования. Поэтому летом 25 миллионов решено перебросить на дороги, чтобы зимой дорожники их вернули энергетикам. Обычно такие взаиморасчеты проходят через Верховный Совет, но депутаты отдыхали, они были в отпуске.

Павел Прокудин, председатель Правительства ПМР: «Депутатский корпус на каникулах, то есть провести это законом невозможно. Но заручились поддержкой Верховного Совета, есть аудиозапись, есть стенограмма этого заседания. Дороги есть, дороги можно измерить линеечкой, дорожники постарались, день и ночь работали, сделали. Отдавать деньги нужно. Верховный Совет, примите. Мы ничего не знаем. Что сейчас происходит? Дубоссарская ГЭС, имея на руках договоры, подаст в суд на дорожников. По суду придут судебные исполнители, заберут кран, КамАЗ какой-то ликвидный. На следующий год я уже не говорю, что дороги делаться не будут. На следующий год будут делаться дороги, а не будет чем, и такой вариант возможен. Деньги – ещё раз – не ушли ни налево, ни направо, они остались внутри бюджета. А там нас не услышали».

Эту историю можно рассмотреть как вопрос доверия Верховному Совету. А можно и так, как сделали депутаты. Они ещё раз заслушали Правительство. И изъяли деньги у дорожников, те самые, которые должны были вернуться на электростанцию.

Пересмотр бюджетных статей вполне допустим, Правительство первым пошло на подобные решения, ещё осенью, но они должны быть продуманными, говорит Павел Прокудин.

Павел Прокудин, председатель Правительства ПМР: «По силовым ведомствам, я считаю, тоже это опасно очень. Последнее высказывание министра обороны РМ, что войска РМ готовы дать достойный отпор атаке Приднестровья. То есть муссируется, и мы говорим: «Давайте силовикам урежем финансирование». Это неправильно. Знаете, государство, которое не кормит своих солдат, будет кормить чужих».

Всего рассмотрены сотни поправок. По некоторым споров не было вовсе, с ними соглашались все, некоторые изменения приняты, несмотря на полное отсутствие взаимопонимания. И что же в итоге, сколько денег можно направить на зарплаты? В бюджете всё считается, но только не в этом случае. За что проголосовали депутаты – просто неизвестно, пишет газета «Приднестровье».

Газета «Приднестровье»: «Бюджетный процесс предполагает оперирование цифрами с точностью до рубля. Основные параметры республиканского бюджета на этот год пока что неизвестны даже самим законодателям».

Насколько реалистичны поправки, принятые Верховным Советом? Каким образом министерство финансов будет начислять людям зарплату, если радужные расчеты парламента всё же не сбудутся, и кто будет отвечать за цифры, не соответствующие действительности? Мнение главы парламента на этот счет узнать не удалось. Вадим Красносельский отказался отвечать на вопросы государственного телеканала.