В Молдове снова наблюдается обострение, судя по всему, весеннее. У соседей все чаще звучат заявления антироссийского характера. Министр обороны Анатол Шалару вообще считает, что между Кишиневом и Москвой ведется гибридная война. На эти выпады были вынуждены ответить в министерстве иностранных дел России. Однако на этом в Молдове не собираются останавливаться. Снова звучат призывы о переформатировании миротворческой операции на Днестре, а что касается самого процесса урегулирования, то на все озвученные приднестровской стороной инициативы по решению острых проблем в Кишиневе пока отвечают молчанием.
То, что сейчас происходит в Молдове, многие привыкли называть политическим кризисом. До сих пор формируются органы правительства. Его представители знакомятся с фронтом работы. А некоторые из них уже преуспели в громких заявлениях. Отличился министр обороны Молдовы Анатол Шалару, который продолжает выступать в СМИ с антироссийскими высказываниями.
Мария Захарова, официальный представитель министерства иностранных дел Российской Федерации: «Оставляя на совести министра его заявления о необходимости пересмотра прописанного в Конституции страны государственного нейтралитета и сближения с НАТО, не можем оставить без реакции откровенно недружественные выпады главы оборонного ведомства Молдавии по поводу роли и влияния России в регионе. Речь идет о том, что министр обороны этого государства не только в очередной раз пытался запугать якобы исходящей из Приднестровья военной угрозой для Молдавии, но в этот раз он договорился до того, что Москва и Кишинев якобы уже находятся в состоянии некой «гибридной войны».
В министерстве иностранных дел России также считают очень опасными пассажи о необходимости изменения формата миротворческой операции на берегах Днестра. Представители Кишинева предлагают заменить российских военных «миротворцами под мандатом ООН».
Николай Стариков, российский общественный и политический деятель, писатель, блогер, публицист, политолог: «Здесь все очевидно, собственно говоря, подобные высказывания имеют цель разжечь новый пожар войны в Приднестровье. Это в интересах Соединенных Штатов Америки, которые последовательно сегодня дестабилизируют целые регионы нашей планеты. Они уже дестабилизировали Ближний Восток, и мы видим, что только вмешательство России не дает им распространить хаос и смерть там дальше».
Демонтаж Зоны безопасности, трансформация миротворческой операции в непонятно какую полицейскую миссию выведет стороны на прямое противостояние, подчеркнул посол по особым поручениям МИДа России Сергей Губарев. По его мнению, подобный подход к этому очень непростому и щепетильному вопросу – просто безответственность. Это мнение сейчас разделают многие эксперты.
Сергей Шаргунов, российский писатель, журналист, общественный деятель: «Мы знаем, что российских миротворцев, которые за чем-то выезжают в Россию, затем не пропускают обратно. И вообще политика, чтобы лишить Приднестровье российской миротворческой группы войск, проводится планомерно и в последнее время просто ожесточенно».
На неделе состоялась первая за пять месяцев встреча политических представителей Молдовы и Приднестровья. Приднестровская сторона предложила к обсуждению целый ряд острых и актуальных социально-экономических вопросов, между тем, представители Кишинева и здесь не преминули вспомнить о миротворческой операции.
Георгий Бэлан, вице-премьер Республики Молдова: «На данном этапе никаких боевых действий или угроз возобновления с одной или другой стороны, я надеюсь, не существует. Исходя из этого, уже существует реальная необходимость трансформации данной миротворческой операции постепенно из военной в гражданскую, которая бы позволила сохранить те недостачи, которые возникли во время конфликта».
Глава внешнеполитического ведомства Виталий Игнатьев подчеркивает: миротворческая операция доказала свою эффективность, кроме того, для обсуждения проблем в Зоне безопасности существует особый переговорный формат – Объединенная контрольная комиссия, поэтому данные вопросы находятся вне компетенции представителей по политическим вопросам.
Виталий Игнатьев, исполняющий обязанности министра иностранных дел ПМР: «Тот факт, что в Зоне безопасности не наблюдаются неконтролируемые вооруженные формирования, что обеспечивается мир и безопасность, что военные наблюдатели регулярно выезжают и осуществляют мониторинг ситуации в Зоне безопасности, говорит о том, что данный механизм работает функционально, что эффективен и в достаточной мере исполняет свои функции. В связи этим мы категорически не приемлем любые попытки перенести проблематику Зоны безопасности на уровень взаимодействия политпредставителей сторон, тем более в рамках формата «5+2», поскольку это никоим образом не входит в наши обязанности и противоречит существующим договоренностям».
Что касается формата «5+2», то здесь ситуация остается непростой. Официальные раунды переговоров не проходят. Сейчас МИД России и ОБСЕ прилагают усилия, чтобы их возобновить. При этом в Москве напоминают, что причиной приостановки формальных переговоров стало возбуждение молдавскими властями ряда уголовных дел, прежде всего против приднестровских официальных лиц. Об этом на днях заявил Сергей Губарев.
Сергей Шаргунов, российский писатель, журналист, общественный деятель: «Это эскалация напряженности – так это называется на языке дипломатии. На самом деле это просто грубые провокации. Если вы хотите мирно сосуществовать и договариваться, то должны уважать тех, с кем общаетесь».
По мнению Сергея Губарева, если в Кишиневе найдут способ выйти из ситуации уголовного преследования, то стороны смогут вернуться за стол переговоров. Пока же заведено уже более 200 уголовных дел. Все они политически мотивированные, считают в Тирасполе. Об этом же свидетельствуют и факты: целый ряд уголовных дел возбужден против представителей органов власти республики по формулировке «присвоение властных полномочий». В Кишиневе считают по-другому.
Григорий Бэлан, вице-премьер Республики Молдова: «Таких уголовных дел, политически мотивированных, у нас не существует. Уголовные дела, которые были возбуждены, относятся к фактам нарушения прав или свобод человека, и они будут возбуждены в любой стране мира независимо от гражданства нарушающего человека».
Виталий Игнатьев, исполняющий обязанности министра иностранных дел ПМР: «Мы слышали от молдавской стороны разного рода оценки. Но факты свидетельствуют о том, что, действительно, это преследование носит лавинообразный масштабный характер. Это создает конкретные проблемы для людей, их неотъемлемых прав и свобод, для обеспечения, в том числе, возможности свободного передвижения, и нуждается в максимально оперативной проработке».
На встрече политические представители также говорили о свободе передвижения граждан, в частности через аэропорт Кишинёва. По словам Виталия Игнатьева, за последнее время сотни граждан республики были подвергнуты ограничениям и усиленному досмотру в аэропорту Кишинева. Данную ситуацию держит на контроле руководство страны.
Виталий Игнатьев, исполняющий обязанности министра иностранных дел ПМР: «Мы привели неоднократные факты, которые свидетельствуют о запугивании нашего населения, о предъявлении немотивированных требований, связанных с необходимостью оформлять некие дополнительные документы Республики Молдова, и угрозами в выплате административных штрафов, снятии с рейсов».
Евгений Шевчук, Президент Приднестровской Молдавской Республики: «По всем фактам, которые становятся известны министерству иностранных дел и органам государственной власти о политически-мотивированном препятствии для граждан ПМР, при перемещении через территорию Молдовы, через приднестровско-украинскую границу, нужно аккумулировать эту информацию, тщательно разбираться, что происходило и что является причиной таких иногда предвзятых действий, для анализа и последующего обращения к нашим партнерам, чтобы выработать окончательную схему, при которой не будет таких инцидентов».
Приднестровская сторона сегодня также уделяет особое внимание вопросам экономического взаимодействия с Молдовой. Например, есть проблема в грузовом железнодорожном сообщении через территорию Приднестровья. В конце прошлого года Кишинев и Киев в одностороннем порядке изменили механизм импорта грузов в Приднестровье по железной дороге, действовавший с 2004 года. Из-за данного решения наши экономические агенты только в этом году могут потерять более четырех с половиной миллионов долларов.
Сергей Шаргунов, российский писатель, журналист, общественный деятель: «Мы знаем, что позиция сдавливания Приднестровья продолжается давно, но после торжества вооруженного переворота на Украине эта политика приобрела ускоренные и размашистые темпы».
Приднестровская сторона разработала проект дополнительного протокола с проработанным предложением новой технологической схемы импорта грузов. Оно соответствует протокольному решению по железнодорожному сообщению, которое было подписано в 2012 году.
Виталий Игнатьев, исполняющий обязанности министра иностранных дел ПМР: «Мы ожидаем реакцию наших партнеров в рамках экспертной группы. Политпредставитель сообщил о том, что данное предложение находится в стадии изучения. Мы готовы к этой работе максимально оперативно и предложили конкретный период для встречи с 9 по 11 число. Пока, к сожалению, не получили ответы о том, когда может состояться конкретная встреча».
Говорили также и о проблемах в сфере грузового и легкового автотранспорта. Здесь приднестровские специалисты также разработали комплексное предложение в виде проекта протокольного решения. Оно позволило бы снять множество вопросов. Материалы передали всем участникам переговоров в формате «5+2». Однако до сих пор не удается определить дату конкретного заседания экспертной рабочей группы, чтобы обсудить данные инициативы.
Виталий Игнатьев, исполняющий обязанности министра иностранных дел ПМР: «К сожалению, опять молдавская сторона уклонилась от определения конкретной даты, когда может быть проведена данная встреча. Нам было сообщено, что данное предложение также находится на стадии изучения. И по мере готовности молдавских представителей данная встреча состоится».
Очередную встречу политических представителей запланировали провести в конце следующей недели. Она может состояться уже 11 марта. На ней наши дипломаты надеются получить больше ответов от представителей Кишинева по ряду предложений, которые были озвучены со стороны Приднестровья.