Внешнеполитическая обстановка вокруг республики всегда играла важную роль. Стабильность внутри страны зависит от того, насколько активно и свободно происходят внешние контакты в различных сферах. С этим в уходящем году были проблемы. 2015-й год для Приднестровья был отмечен изменением внешнеполитической ситуации, отметил в ходе прошедшей на этой неделе пресс-конференции Президент республики. Она всегда была непростой, но именно в этом году резко поменялось отношение Украины к Приднестровью. Это привело к негативным последствиям. В то же время внутриполитическая нестабильность в соседней Молдове не позволяла наладить конструктивный двусторонний диалог.
Новый год – новые проблемы. Примерно по такой схеме развиваются в последнее время отношения Приднестровья с соседями. Украина и Молдова сосредоточились на экономическом ослаблении ПМР. Приднестровье находится в ситуации, когда меняются правила внешнеэкономической деятельности. Происходит это в ущерб интересам республики по сговору соседних стран. Они договорились о совместном таможенном контроле, изменили схему работы грузового железнодорожного транспорта. Все эти действия имеют четкую цель, уверен Евгений Шевчук.
Евгений Шевчук, Президент ПМР: «На сегодняшний момент сложилось впечатление, что этими действиями пытаются все-таки подорвать экономический базис ПМР, распространить суверенитет Молдовы на Приднестровье и решать уже более глобальные проблемы урегулирования под прессингом экономических проблем. Думаю, это является неверным шагом, направлением».
Сергей Широков, директор бюро политических исследований «Медиатор»: «С 2004-го года внешнеполитический курс Украины начал меняться, в том числе, это коснулось отношений с ПМР и отношения Украины, её позиции по молдо-приднестровскому урегулированию. К сожалению, и для нас, и для самой Украины её позиция стала более зависимой от мнения внешних игроков, в первую очередь, ЕС и США».
На Приднестровье всегда оказывалось давление, но впервые Кишинев и Киев действуют в едином ключе, говорит Президент. Для Приднестровья важно выстроить прозрачные отношения с соседями. Но порой говорить просто не с кем. Киев и Кишинев зачастую уклоняются от диалога, более того, в Молдове за последний год сменилось уже 3 премьер-министра.
Сегодня одна из главных переговорных площадок – формат «5+2», по мнению Президента, находится в затухающем состоянии. Из-за этого не решаются старые проблемы и накапливаются новые. К примеру, Молдова развернула уголовное преследование граждан Приднестровья, устраивает многим из них досмотры «с пристрастием» в аэропорту Кишинева. Некоторых депортируют.
Евгений Шевчук, Президент ПМР: «В Молдове скорректирована политическая воля в направлении конфликтности с Приднестровьем. За весь этот период напряженности Приднестровье не отвечало ни на один выпад молдавских властей, при том, что есть тоже болевые точки, которые могли бы значительно накалить обстановку. Мы с терпением за этим наблюдаем. Но весь этот фон не мог не повлиять на переговорную площадку».
Эксперты считают: в существующих условиях Приднестровью действительно не стоит делать резких движений. Реакция должна быть продуманной и сбалансированной.
Сергей Широков, директор бюро политических исследований «Медиатор»: «Твоё миролюбие, добрососедство, позитивное отношение не должно восприниматься твоими партнерами как слабость, как возможность давить беспредельно, как возможность удушить в объятиях. Всегда приходится сохранять баланс, и наступает такой момент, когда необходимо дать понять партнерам, что такое поведение неприемлемо. Речь не идет об агрессивных симметричных действиях, но партнеры должны понимать, что силовые сценарии, сценарии давления не могут быть применены на практике».
Григорий Воловой, журналист, директор интернет-телевидения «Днестр ТВ»: «Если бы ПМР предпринимало резкие шаги в этих условиях нестабильности, в условиях отсутствия общей границы с РФ, даже имея более подготовленные Вооруженные силы, идеологически мобилизованное население, нам бы пришлось очень сложно отвечать на те вызовы, которые бы поставил перед нами Кишинев, Киев и т.д».
Действия соседней Украины, которая увеличила группировку войск на границе с Приднестровьем, актуализировали вопросы безопасности. Государством были выделены дополнительные средства на укрепление Вооружённых сил и обороноспособности страны.
Евгений Шевчук, Президент ПМР: «Конец 2014-го-2015-й год – это период, когда приднестровская армия перешла в режим системной подготовки и тренировки своих подразделений, количество учений стало больше. Это потребовало ресурсов. Мы провели ремонт некоторых элементов казарменного фонда, мы провели значительное переоборудование некоторых видов вооружений, подчеркиваю, в направлении реализации оборонительной доктрины ПМР. Мы не собираемся, не собирались и не будем ни на кого нападать».
Говоря о вопросах безопасности, эксперты приводят в пример Россию. Именно масштабные преобразования в военной сфере позволили стране чувствовать себя увереннее на международной арене.
Сергей Широков, директор бюро политических исследований «Медиатор»: «ПМР как непризнанное государство, как государство, которое находится в конфликте, в нерешенном конфликте, государство, которое пережило военную агрессию, прошло через кровь и страдания людей, обязано поддерживать обороноспособность и свои Вооруженные силы на необходимом для безопасности граждан уровне».
Григорий Воловой, журналист, директор интернет-телевидения «Днестр ТВ»: «Кто не кормит свою армию, будет кормить чужую. Поэтому я полагаю, что в условиях обострения отношений на дипломатическом, на бытовом уровне мы должны иметь боеспособную армию, – это правило номер 1. Не зря Президент сказал во время пресс-конференции, что у нас подготовлены новые подразделения, которые готовы работать в современных условиях».
Президент заверил, что для него вопросы обороны и безопасности являются одними из приоритетных. Отдельное внимание в этом году уделили приднестровскому миротворческому контингенту. Он впервые за 23 года был полностью укомплектован личным составом на постоянной основе. Это, по мнению Президента, позволило укрепить позиции Приднестровья в миротворческой операции. Впрочем, пока Тирасполь старается упрочить присутствие миротворцев, другие участники процесса активно пытаются расшатать существующий формат. Зарубежные журналисты интересовались, как на это реагируют в Тирасполе?
Ирина Ляхова, МИА «Спутник»: «У меня 2 вопроса. Один касается высказываний высокопоставленных чиновников Кишинева по поводу необходимости вывода российского миротворческого контингента. Что бы вы хотели ответить на эти высказывания?»
Евгений Шевчук, Президент ПМР: «Кто-то передает такие импульсы внешнего характера, чтобы молдавское руководство их озвучивало. Связывать некую нелюбовь политиков в Кишиневе к русским войскам с тем, чтобы требовать вывода российского контингента, обеспечивающего миротворческую операцию, нельзя, это опасно и глупо. Что взамен, война? Надеюсь на более широкое понимание наших подходов, в первую очередь, общественности Молдовы, которая не должна позволить руководству РМ вот так неконструктивно воздействовать на конструктивные механизмы миротворческой операции».
Россия – гарант мира и стабильности на берегах Днестра. Москва – стратегический партнер Приднестровья. Президент поблагодарил представителей Российской Федерации, которые оказывают помощь республике. В то же время глава государства призвал отказаться от потребительского отношения к России и сосредоточить усилия на самостоятельном решении некоторых проблем.
Евгений Шевчук, Президент ПМР: «Полностью перекладывать проблемы приднестровской экономики и всего Приднестровья на плечи одного гаранта – это неправильно, конечно, мы обращаемся за помощью, нам её оказывают, но мы должны больше думать о том, как самим себе оказывать помощь. Чем мы будем активнее действовать, тем больше будет у нас возможности себя обеспечить и получить помощь для реализации проектов, направленных на самообеспечение».
Сергей Широков, директор бюро политических исследований «Медиатор»: «Мы расцениваем Россию как стратегического партнера, значит, мы должны сильнее всех чувствовать то, что сегодня происходит и складывается вокруг России. Это экономическая, внешнеполитическая обстановка, и, конечно, мы как партнер, как стратегический партнер обязаны помогать, не просить, а помогать, не только поддерживать интересы России в регионе, но и каким-то образом, максимально возможным для ПМР с точки зрения наших условий, помогать в области экономики и социального развития».
В этом вопросе мнения экспертов неоднозначны. Некоторые считают, что, к примеру, российские чиновники могли бы облегчить доступ приднестровских товаров на рынки Российской Федерации.
Григорий Воловой, журналист, директор интернет-телевидения «Днестр ТВ»: «Если говорить, что мы должны отказаться от потребительского отношения, с одной стороны, это верно, но если РФ нам поможет попасть на её рынок, попасть в тендеры по покупке продукции для бюджетных предприятий, то мы вполне будем конкурентоспособными и сможем выстоять, даже если Киев и Кишинев будут предпринимать в этом плане самые значительные усилия».
Следующий год, по мнению Президента, будет сложнее уходящего. Соседние страны уже позаботились об этом. В 2016-м году Украина и Молдова могут организовать совместный таможенный контроль на границе Приднестровья. В Тирасполе расценивают это как очередной удар по экономике республики. Впрочем, в преддверии новогодних праздников всем хочется оторваться от суровой реальности и окунуться в новогоднее волшебство.
Ирина Коваль, «Профсоюзные вести»: «Если бы Вам представилась возможность написать письмо Деду Морозу, что бы вы попросили у него для страны и лично для себя?»
Евгений Шевчук, Президент ПМР: «Хотел бы загадать желание, чтобы нас признали как государство, потому что это является стабилизирующим элементом, обеспечивающим многие сферы жизнедеятельности Приднестровья в целом».