Переговоры в Минске и первые контакты в новом году в молдо-приднестровском урегулировании

Очередная попытка добиться мира на Украине – для Приднестровья, да и для всей Европы, это, пожалуй, главная политическая новость недели. Минская контактная группа подписала согласованный документ. «Нормандская четверка» – Меркель, Олланд, Путин и Порошенко – договорилась о прекращении огня на Донбассе. Любопытно, что президенты России и Украины подчеркивают, что сумели добиться успехов. Главы Франции и Германии очень сдержаны в оценке результаты переговоров. И никто из переговорщиков не выражает уверенности, что очередные Минские договоренности – это всерьез и надолго.

Это напоминает договорённости 1992 года по Приднестровью. Главное, есть решение о прекращении огня на Донбассе, оно вступило в силу с сегодняшнего дня, и об отведении тяжелого вооружения. Далее военные эксперты проведут оценку ситуации. Между тем одна из сторон, которой не удаётся с помощью оружия решить поставленную задачу, отказывается вести прямые переговоры со своими оппонентами, прибегая к помощи посредников.

Владимир Путин, Президент Российской Федерации: «Почему так долго длилось согласование? Я думаю, потому что киевские власти до сих пор отказываются от прямых контактов с представителями ДНР и ЛНР. Даже несмотря на то, что они непризнанные, надо исходить из реалий жизни. Если все ходят на долгосрочной основе выстроить взаимоотношения, надо выйти на прямые контакты».

Лидеры Донецкой и Луганской республик, хотя и вели переговоры в Минске с представителями ОБСЕ, России и Украины, но отдельно от Нормандской четверки, принимающей решения по Донбассу. Порошенко настоял, что с повстанцами встречаться не будет. В итоге решено, что тяжелое вооружение отводится от линии соприкосновения на равные расстояния – по такому же принципу, как в молдо-приднестровском конфликте в 1992 году, для создания зоны безопасности шириной минимум 50 километров.

Олег Беляков, сопредседатель ОКК от Приднестровья: «Без организации зоны безопасности, так называемой буферной зоны, и без организации самого миротворческого процесса, который смог бы развести противоборствующие стороны сделать, остановить противостояние? Представьте себе: война идет целый год, сотни, тысячи погибших. Как в один прекрасный день этому человеку сказать: всё, ты больше не воюешь, больше не стреляешь? Этого он не сделает, поскольку в нем накопился определенный баланс того, что есть негодование, есть протест, ненависть. Все это уже выражено в определенных действиях войны. Поэтому Минские договоренности могут быть реализованы только с помощью миротворческой операции».

Ранее от миротворческой миссии Киев отказывался, теперь согласился, что процесс создания зоны безопасности будет контролироваться ОБСЕ. Эта же организация проверит, насколько свободно и честно пройдут будущие местные выборы на Донбассе. Их организуют по украинскому законодательству. Правда, Украина обязуется принять новую Конституцию, где ключевым элементом будет децентрализация страны, ввести в действие закон об особом статусе Донецка и Луганска. И за это она сможет восстановить контроль над границей с Россией. То есть в полной мере договорённости не устраивают ни одну из конфликтующих сторон.

Игорь Плотницкий, глава Луганской народной республики: «Этот шанс дается Украине для того, чтобы поменять Конституцию, о чем сказано в этих документах, изменить свое отношение. На сегодняшний день, мы считаем, что это большое достижение Луганской и Донецкой народных республик для того, чтобы Украина поменялась, поменялась цивилизованным путем, мирным путем».

Огонь должен быть прекращен в ночь с субботы на воскресенье, но в том, что это будет сделано, сомневаются очень многие. Сейчас в Дебальцевском котле окружены или, по другой версии, почти окружены 6 тысяч украинских солдат, которые пока отказываются сложить оружие. Кроме того, отдельные воюющие отряды уже заявили о непризнании минских соглашений.

Олег Беляков, сопредседатель ОКК от Приднестровья: «Каждая из сторон, по большому счету, будет искать причины и предметы для того, чтобы каким-то образом нарушить эти минские договоренности. Как и в 1992 году, я помню, у нас были так называемые третьи силы, которые даже при наличии миротворческого контингента каждую ночь развязывали боевые действия. И в этой ситуации можно прогнозировать такой исход».

Если в Минске всё-таки доверенность достигнута, в Кишинёве уступать не хочет никто. Молдова – парламентская страна, которая после каждых выборов демонстрирует нестабильность этой политической системы. Уже третий месяц молдавский парламент пытается сформировать большинство и избрать правительство – безуспешно. На неделе депутаты отказали в вотуме доверия кандидату в премьер-министры Юрию Лянкэ.

Тудор Делиу, депутат парламента Молдовы: «Я внимательно выслушал депутатов, выступавших в противовес. И сделал вывод, что большинство из них очень далеки от проблем этой страны».

Пока в Молдове нет Правительства, а значит, и политического представителя Кишинева, Приднестровью просто не с кем решать огромное количество проблем. На встрече с делегацией ОБСЕ МИД сделал некоторые предложения по выходу из ситуации.

Нина Штански, заместитель председателя Правительства, министр иностранных дел ПМР: «Приднестровье вновь озвучило инициативу о том, чтобы в сложившихся условиях была проведена встреча всех участников «5+2» для дискуссии по вопросу прояснения позиций всех участников: стран-гарантов, посредников, наблюдателей, самих сторон, Молдовы и Приднестровья, к основополагающим документам переговорного процесса».

Спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ заявил: цель его визита – помочь наладить диалог и снизить напряжение в регионе. Непростой остается ситуация на приднестровско-украинском участке границы, отметил Президент республики. Евгений Шевчук обеспокоен экономическими ограничениями Приднестровья как со стороны Молдовы, так и со сторон Украины.

Евгений Шевчук, Президент ПМР: «Мы надеемся, что при поддержке ОБСЕ удастся обсудить накопившиеся проблемы и оперативно решать эти проблемы, к взаимовыгодному сотрудничеству и содействию улучшения благосостояния граждан, проживающих и в Приднестровье, и в Молдове».

Евгений Шевчук выразил надежду, что новое руководство Молдовы, которое всё-таки должно быть избрано, перейдет от идеологии блокирования к взаимовыгодному сотрудничеству. Вместе с тем приднестровская сторона высказала заинтересованность в расширении торговли и с Украиной, и в восстановлении традиционных экономических связей.