Приднестровье и Молдова: возможен ли «цивилизованный развод»? И что изменится в нашей республике после Вильнюсского саммита. Страны не семьи, но и им порой приходится разводиться. Вот только где находится тот ЗАГС, который выдаст соответствующий документ, неизвестно. Эксперты говорят, в 40-ых годах прошлого века Приднестровье и Молдову объединил Советский союз, значит его правопреемник - Россия - имеет полное право поставить в этом деле точку. Тем более, что и сами приднестровцы на референдуме 2006 года уже сделали свой выбор.
Илья Галинский, директор института истории, государства и права ПГУ им. Т.Г. Шевченко: «Приднестровский народ придерживается своей фундаментальной позиции - именно независимость и последующее вхождение в состав Российской Федерации».
С тех пор прошло 7 лет, но мнение народа не изменилось. Согласно ежегодным опросам, подавляющее большинство поддерживают вхождение в Евразийский союз, так как это пророссийский путь.
Елена Бобкова, директор независимого центра аналитических исследований «Новый Век»: «60,8% поддерживают курс Приднестровья на евразийскую интеграцию, в то же время достаточно большое количество опрошенных выражают опасение по планам Молдовы по углублению своего европейского вектора, порядка 70% считают что ситуация будет ухудшаться».
Вильнюсский саммит ничего хорошего для Приднестровья не принесет, подтверждает и Нина Штански.
Нина Штански, заместитель председателя Правительства ПМР, министр иностранных дел: «Эти соглашения ни в кой мере не учитывают ни интересы наших экономических агентов, не учитывают разность экономических систем Молдовы и Приднестровья. Не учитывают разность наших налоговых систем, существования разных денежно-кредитных систем».
Как выход из ситуации - предложение Президента Евгения Шевчука, озвученное на Баварской конференции. Решение вопроса - цивилизованный развод.
Нина Штански, заместитель председателя Правительства ПМР, министр иностранных дел: «С учетом неурегулированности приднестровско-молдавских отношений, с учетом неразрешенности целого комплекса экономических проблем, которые Приднестровье поднимало в переговорном процессе полтора года. Вот в этих реалиях, чтобы Европейский союз пошел на прямые переговоры с Приднестровьем, чтобы мы могли выработать особую формулу, которая могла бы быть оформлена отельным протоколом».
Грядущий «Вильнюсский саммит» горячо обсуждается и в экспертных кругах, и в народе. Причем не только в Приднестровье, но и в Украине, и в Молдове. Проблемы, которые могут вызвать соглашения соседей с Евросоюзом, уже можно спрогнозировать, но решения только предстоит найти.