Главные политические события уходящей недели на постсоветском пространстве происходили в Минске. Там прошло заседание высшего евразийского экономического совета, на котором обсудили работу Таможенного и перспективы создания Евразийского союза. День его рождения уже известен – 1 января 2015 года. Главный вопрос, сколько к тому времени в нем будет участников. Пока их трое, но желающие присоединиться уже выстроились в очередь.
К заседанию высшего евразийского экономического совета президент Белоруссии построил новую резиденцию - величественное здание в восточном стиле. Во дворце независимости президенты Белоруссии, России и Казахстана обсуждали будущее Евразийского союза. Также приглашенные на заседание президенты Украины, Армении и Киргизии внимательно слушали. Для начала подвели итоги работы Таможенного союза.
Владимир Путин, президент РФ: «За три года функционирования Таможенный союз доказал свою эффективность, наши страны сформировали емкий рынок на пространстве СНГ в 170 млн человек. Товарооборот Таможенного союза с внешними рынками за восемь месяцев этого года составил 604 млрд долларов».
В Минске говорили и о необходимости усиления роли органов управления Таможенного союза. В частности, Александр Лукашенко заявил, что евразийская экономическая комиссия должна стать наднациональным органом власти.
Александр Лукашенко, президент Белоруссии: «Не стоит опасаться передачи дополнительных полномочий на наднациональный уровень. Суверенитет - не икона, все имеет свою цену, и если мы хотим жить лучше, то чем-то надо поступиться, жертвовать. Главное - это благополучие людей».
Соглашение о создании Евразийского экономического союза Россия, Белоруссия и Казахстан намерены подписать в мае следующего года. Затем документ должны ратифицировать парламенты. По оценкам экспертов создание Евразийского союза принесет его участникам не плохие экономические дивиденды в виде 15-процентного прироста ВВП за 15 лет.
Сергей Глазьев, советник Президента Российской Федерации по вопросам региональной экономической интеграции: «С 15 года должен заработать Евразийский экономический союз, который к общему дополнению товаров и услуг, капитала и труда будет иметь и общие стратегии развития агропромышленности, в сельском хозяйстве, энергетической».
Один из главных вопросов саммита – расширение союза. Президент Армении Серж Саргсян в Минске подписал соглашение о создании плана по вступлению его страны в Таможенный союз. В белорусской столице лидеры объединения дали понять – присоединиться сможет любая желающая страна, которая выполнит все необходимые условия.
Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана: «Я слышу, уже многие говорят, уже Сирия хочет вступить, например, премьер-министр Турции Эрдоган обратился ко мне, нельзя ли Турцию принять в Таможенный союз».
Владимир Путин, президент РФ: «Хотел бы вас проинформировать, уважаемые коллеги, о том, что такой же интерес проявляет и другая крупная экономика, одна из самых крупных экономик в мире - это Индия. Только что у нас в гостях был наш большой друг премьер-министр Индии. И он просил меня поставить вопрос на нашей сегодняшней встрече о том, что Индия хотела бы рассмотреть возможность подписания договора о зоне свободной торговли с Таможенным союзом».
Георгий Гриц, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации (Беларусь): «Если Турция реально войдет в Таможенный союз - это действительно будет блок, который будет наравне с такими блоковыми союзами, как Евросоюз, как Юго-Восточная Азия, Северная Америка. Поэтому то, что подтянулись страны, растущие с блока БРИКС, это дорогого стоит».
О поиске форм взаимодействия с Таможенным союзом на неделе говорили и в Тирасполе. Евразийская интеграция в Приднестровье – национальная идея и основной внешнеполитический приоритет.
Нина Штански, министр иностранных дел ПМР: «Серьезный упор в этой работе мы делаем на консолидацию интеллектуальных ресурсов и подключение зарубежных экспертных центров, разумеется, российских. В этом году провели и три заседания экспертного совета при МИДе. В них приняли участие более 30 специалистов».
Евгений Шевчук, президент ПМР: «Мы будем продолжать аргументировано отстаивать наши интересы, интересы наших граждан, которые определили внешнеполитический курс государства соответствующими референдальными процедурами и утвердили».
В отличие от Приднестровья, которое уже давно определилось, но по объективным причинам пока не может стать частью Таможенного союза соседняя Украина по-прежнему думает присоединяться или нет. Идеальным для Киева был бы вариант с одновременным участием в европейском и евразийском союзе, но этого не допустят как в Брюсселе, так и в Москве.
Владимир Путин, президент РФ: «Нет, невозможно. Невозможно это потому, что в рамках этой Ассоциации предполагается создание зоны свободной торговли между Евросоюзом и Украиной. В рамках этой зоны свободной торговли Украина берет на себя обязательства внедрить на своей территории правила и режимы торговой политики Евросоюза».
Украинские чиновники чуть ли не каждую неделю ездят в Москву в попытках придумать какой-то механизм экономического взаимодействия с Россией после подписания соглашения о зоне свободной торговли с ЕС.
Владимир Путин, президент РФ: «Мы оставляем за собой право использовать протокол № 6 договора о зоне свободной торговли для того, чтобы свой рынок защитить. Это не значит, что мы будем запрещать ввоз на российский рынок украинских товаров. Но это значит, что эти товары не будут пользоваться льготным режимом в рамках зоны свободной торговли».
На встрече в Минске президент Украины предложил создать специальную комиссию по взаимодействию между Украиной, Таможенным и Европейским союзом. В то время, пока Виктор Янукович пытался что-то придумать в столице Белоруссии, министр иностранных дел Украины Леонид Кожара был в Люксембурге. Там заседал совет министров ЕС, который должен был принять решение о подписании договора об ассоциации между Украиной и ЕС. Но так и ничего и не принял.
Леонид Кожара, министр иностранных дел Украины: «Сегодня и Украина, и ЕС в такой неопределенной ситуации, когда мы за 5 недель до саммита ещё не знаем, каким будет решение, и это не от Украины зависит. Правительство Украины уже сказало – мы готовы подписать».
Главное требование Евросоюза, которое ещё не выполнила Украина, – свобода Юлии Тимошенко. Виктор Янукович боится выпустить на свободу своего главного политического соперника. На неделе этот вопрос рассматривала Рада, но решить проблему не удалось. Зато выяснилось, что у украинского президента теперь на одного ударного конкурента больше.
Виталий Кличко, депутат ВРУ: «Я буду баллотироваться в президенты».
Неспокойно уже вторую неделю и в молдавском парламенте. Там уже дважды пытаются объявить вотум недоверия правительству, но так как сделать это пытается оппозиция, то все безуспешно. Инициатива дважды набирала равное количество голосов депутатов – 36, этого недостаточно, чтобы отправить правительство в отставку.
Юрий Лянкэ, премьер-министр РМ: «ПКРМ хочет нанести двойной удар – оторвать Молдову от ЕС и, воспользовавшись сложившимся хаосом, вернуться к власти. Однако, существует опасность, что по окончании мандата действующего правительства партия, которой вы руководите, уже намного дальше от власти, чем когда-либо».
Расстроенные провалом второй попытки низвержения правительства коммунисты в очередной раз пригрозили общенациональным маршем на Кишинев. Однако, проевропейская коалиция не растерялась и заявила, что уже на следующей неделе проведет большой митинг своих сторонников. Градус политической борьбы в Молдове продолжает, повышается параллельно с тем, как оседает и крепнет вино в молдавских подвалах.