Российские эксперты о миротворческой операции в Приднестровье

Война и мир на Днестре – на Международной научной конференции в Тирасполе российские эксперты рассуждали на тему миротворческой операции в Приднестровье. Говорили о том, с какими проблемами за эти 25 лет сталкивались представители Объединенной контрольной комиссии от Приднестровья. Российские эксперты проводили параллели с похожими конфликтами в Южной Осетии и Абхазии, подчеркивая важность присутствия миротворцев на Днестре.

Почти четверть века прошло с того момента, как российские войска принесли мир на Приднестровскую землю. После чего стороны конфликта сели за стол переговоров и была создана Объединенная контрольная комиссия. Ее сопредседатель от Приднестровья Олег Беляков говорит, за 25 лет ситуаций «на грани» хватало, да и сегодня в работе ОКК не все гладко.

Олег Беляков, сопредседатель Объединенной контрольной комиссии от Приднестровья: «Мы сегодня говорим, что те процессы, которые идут в рамках самой ОКК, достаточно сложные, поскольку по-прежнему молдавская сторона отстаивает свои позиции. Мы можем по 3-4 месяца рассматривать одну и ту же проблему, но мы находим решение этой проблемы для того, чтобы сохранить мир и безопасность на этой земле».

В свою очередь российские эксперты отмечают, в международном информационном пространстве молдо-приднестровский конфликт называют замороженным и говорят, миротворческая миссия здесь исчерпала себя. Однако российские политологи это мнение не разделяют.

Сергей Маркедонов, эксперт Российского совета по международным делам и Фонда Горчакова: «Начало «разморозки» приднестровского конфликта можно отнести к марту 2006 года, когда очень четко был нарушен московский меморандум 1997-го, предполагавший для Приднестровья самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, что признавал Кишинев, и очень жесткая привязка новых таможенных правил и со стороны Киева, и со стороны Кишинева свою роль сыграла».

Исходя из опыта других конфликтов на постсоветском пространстве, российские эксперты считают, что попытки блокирования работы Объединенной контрольной комиссии – это первый признак того, что миротворческая операция на Днестре должна продолжаться.

Александр Гущин, эксперт Российского совета по международным делам: «При том, что мы, безусловно, выступаем за сохранение миротворческой миссии, при том, что мы понимаем, насколько для России важна в целом ситуация в регионе, мы не можем не понимать, что есть очень много других игроков. Но, на мой взгляд, сегодня ПМР является непреходящей ценностью для России и во внешнеполитическом смысле, и, кстати говоря, во внутриполитическом смысле, потому что это пример того, что Россия поддерживает государства с подлинной народной демократией».

На мнении, что разрушение существующего миротворческого формата допустить нельзя, сошлись и российские, и приднестровские политологи.

Илья Галинский, заведующий кафедрой политологии ПГУ им. Т.Г. Шевченко: «Миротворческую миссию России и Приднестровья ни в коем случае нельзя ни сворачивать, ни переформатировать, она абсолютно легитимна с точки зрения международного права и опирается на соглашение сторон 1992 года».

Анна Волкова, государственный советник президента ПМР: «Народ, который высказался свободно на референдумах о том, что он желает своего самоопределения и желает жить так, как он хочет, его заставить и загнать в какое-то другое государство невозможно».

Общение на актуальные темы продолжится завтра, участники конференции соберутся за круглым столом. В завершении будет принята резолюция, главная мысль которой «Миротворческая операция в Приднестровье под эгидой России должна жить».