Рыбницкий цементный комбинат проводит модернизацию

Депутаты используют сессию Верховного Совета для личного пиара. Об этом им было заявлено в ходе минувшего заседания, где говорилось о якобы имеющем место распиле на металлолом крупнейшего предприятия республики – Рыбницкого цементного комбината. Если вы хотите понять, на самом деле происходит на предприятии – просто посетите его – предложено депутатам. О том, что рассказывают в Верховном Совете, и о реальной поддержке предприятий.

После событий на Донбассе гривна обесценилась настолько, что отправлять продукцию на Украину стало просто невыгодно. Например, после восточно-украинского конфликта 2 года назад завод «Литмаш» практически потерял свои основные рынки сбыта. Увеличение ассортимента, введённая в эксплуатацию новая литейная линия – всё это просто перестало быть востребованным.

Алевтина Слинченко, министр экономического развития ПМР: «Понятно, что есть влияние внешних факторов. Они действительно работают, у них и сырьевая составляющая, и рынки сбыта вне нашей республики».

На украинском рынке оживление до сих пор незначительное, он потерян надолго - говорят на фабрике «Флоаре». Но ещё больше обувщиков беспокоит, что никак не остановится падение российского рубля и евро. Как результат - предприятие, даже увеличив объёмы производства в 2015 году, получило прибыли меньше – ведь валюта соседних стран обесценивается. По этой причине «Флоаре» завершил год не с прибылью, как было бы при стабильной внешнеэкономической ситуации, а с убытком.

Более того, по нашей налоговой системе обувщики обязаны уплачивать ещё и налог на убытки. Налог на убытки отменяется – такой закон подготовил президент.

Светлана Животова, заместитель директора фабрики «Флоаре»: «Конечно, это крайне несправедливо. Идея налога на убытки в чем заключается? Что мы должны были взять все свои затраты, применить к ним рентабельность 5 процентов и всю сумму обложить налогом на доходы. А вы представляете, если мы уже без оборотки, а ещё из оборота изъять, это просто катастрофа была бы для многих предприятий».

Ранее налог на убытки был отменён для предприятий, зарабатывающих на производстве собственной продукции. Легкая промышленность в эту категорию не попала, потому что в основном наши фабрики работают по давальческой схеме, то есть оказывают услуги по пошиву для известных мировых брендов, а собственной продукции выпускают мало. Тем не менее, это тоже производство, и оно также должно быть освобождено от налога на убытки – говорится в президентском законопроекте, принятом на этой неделе.

Наталья Соколова, заместитель министра экономического развития ПМР: «Президент принял решение, что данную норму необходимо дополнить теми, кто оказывает работы и услуги по переработке давальческого сырья. Было экономически обосновано, что они по объективным причинам получили отрицательный финансовый результат».

По предложению Президента, налог на убытки отменяется не только для крупных производственников, но и для всех предприятий, открытых в 2015-м.За прошлый год начали работу около новых 300 организаций.

Наталья Соколова, заместитель министра экономического развития ПМР: «Предприятия для своего вхождения на рынок несут очень высокие расходы – организационные расходы. Это открытие предприятия, получение всяких разрешений, лицензий и так далее. За первый год деятельности мало, кто получает доходы, которые могут эти расходы перекрыть. Это тоже, скажем так, объективные причины. Поэтому мы надеемся, что предприятия успеют по итогам года своё положение немного подправить».

Российский рубль падает, очередной антирекорд побила гривна, евро также обесценивается. Поддержать в таких условиях экспортеров, то есть наших основных налогоплательщиков, могли антикризисные меры, разработанные ещё в прошлом году. Неоднократно предлагалось перейти на такую же налоговую систему, как в других странах, например, вообще отказаться, в том числе от налога на убытки, отменить фактические налоговые льготы для крупной торговли, а вместо этого начать стимулировать производство внутри нашей республики. Но каждый раз Верховный Совет отвечал отказом. Теперь сами же депутаты шлют запросы в Правительство, рассказывая, как плохо живётся экспортёрам.

На этот раз говорили о «Литмаше». Завод получил поддержку от государства на сумму 14 миллионов рублей, но его собственники не выполнили свою часть договора. «Литмаш» накапливает долги по зарплате, налогам и прочим платежам. 

Григорий Дьяченко, депутат Верховного Совета ПМР: «Вы проводите определенную работу, поэтому наш запрос Правительству и Прокуратуре, в Следственный комитет действительно, если сейчас будет объявлено о банкротстве предприятия, то в конечном счете люди не получат заработную плату за год».

Хотя украинский собственник один раз уже не выполнил условия договора. Чтобы сохранить предприятие, Правительство ещё в декабре направило ему проект нового соглашения со взаимными обязательствами и государства, и владельца.

Алевтина Слинченко, министр экономического развития ПМР: «У нас готов проект соглашения с банками, предприятиями, Правительством по отсрочке налоговым платежам, по энергоносителям, реструктуризации долгов банка, но в то же время в этом соглашении мы хотим увидеть действия собственника, то есть государство предоставляет определенные меры поддержки, но и собственник должен направить оборотные средства на нормальную работу завода, выплатить в 3-6 месяцев долг по зарплате, на это нацелен проект соглашения».

Реально повлиять на ситуацию с «Литмашем» Верховный Совет уже не может – время для адекватного законодательного реагирования упущено. Положение дел на предприятии депутатам объяснили, но они все равно направили запрос в Правительство с теми запросами, на которые они уже получили ответы. Ещё один запрос касается Рыбницкого цементного комбината. РЦК целенаправленно уничтожается – это суть представленной информации.

Вадим Красносельский, председатель Верховного Совета ПМР: «Данный депутатский запрос поступил от депутата Сафонова».

Комбинату – 55 лет, с 60-х годов оборудование здесь не менялось. В соседних странах на аналогичных комбинатах давно провели модернизацию, они потребляют значительно меньше энергии, поэтому там себестоимость цемента ниже. Год назад и на РЦК началась модернизация, по сути, создание нового комбината. Инвестиции за несколько лет оцениваются в десятки миллионов долларов. И вот – громкие заявления в парламенте.

Вадим Красносельский, председатель Верховного Совета ПМР: «Заводчане пишут: нам больно смотреть, как на заводе всё режется на металлолом и сдается на переработку в металлургию. Только за последние дни на металлолом была порезана вполне рабочая цементная мельница».

Вадим Скоробогатько, директор РКЦ: «Мы понимаем, что прежде, чем запустить какой-то новый механизм, мы должны снять старый».

Станислав Сокерян, каменщик: «В данный момент мы пробиваем техническое отверстие для модернизации мельницы. Пытаемся сделать всё быстро, качественно, чтобы не задерживать модернизацию производства, появится новое оборудование, будет меньше энергозатрат».  

Каменщик Станислав знает, что делается на крупнейшем предприятии республики, а парламент для получения информации публично направляет депутатский запрос. Депутата спросили, почему он не выяснит всё на самом заводе, или у тех людей, которые владеют информацией.

Виталий Калин, депутат Верховного Совета, бывший генеральный директор РЦК: «Я бы мог хронологически по поступившим вопросам дать некоторые ответы. Если это интересно, могу проинформировать автора. Может быть, отпадет необходимость такую большую повестку вопросов отсылать руководству. Как показала практика, вопрос не отпадает. Лучше не тратить время»

После заявлений о распиле предприятия на металлолом мы обратились на РЦК, руководство предприятия рассказало, какие работы ведутся, разрешили общаться с рабочими и провести съемку всего, что нас интересует.

Вадим Скоробогатько, директор РКЦ: «На самом деле это действительно не секрет, настораживает непонятная ситуация, когда некоторыми людьми высокопоставленными вбрасывается в общество информация, которая в принципе может проверяться, и двери у нас всегда открыты. Приглашаем, пожалуйста, приходите, смотрите, что творится».  

Директор объясняет: началась замена оборудования, которая позволит выпускать цемент с меньшими энергозатратами, что значительно повышает конкурентоспособность предприятия.

Вадим Красносельский, председатель Верховного Совета ПМР: «При этом никакие инвестиции, никакие модернизированные линии не приобретены. По их мнению, сокращаются в первую очередь водители».

Вадим Скоробогатько, директор РЦК: «По реконструкции именно по замкнутому циклу, это около 2,5 миллионов евро, из которых уже половина суммы ушла на закупку оборудования. Недели через 3 уже будет поставляться первая часть. В марте-конце марта, скорее всего, будет завершен монтаж оборудования. И в июне просим в гости посмотреть, как производится конкурентноспособный цемент».

Галина Антюфеева: «ММЗ прекращает работу, РЦК прекращает, люди, огромное количество людей покидают республику».

Иван Наумкин, машинист цементных мельниц РЦК: «Слухи в городе ходят разные, и друзья говорили, но я вижу своими глазами, что происходит. Резать надо. Чтобы установить что-то новое, надо срезать старое. На данный момент производится реконструкция цеха помола мельницы №3. Установят новое оборудование – упадет себестоимость цемента».    

Вадим Скоробогатько, директор РКЦ: «Первый эффект – это экономия, потому что мы приходим к себестоимости ниже. Второе – это экология, это меньше выбросов. И третье – это энергоносители, потому что процесс будет идти значительно быстрее. Что можно сказать? Серьезно даже не удивляет, а возмущает, когда рассказывают такие инсинуации, что завод пилится на части. Можно, конечно, понять, что на сегодняшний день, где существует политика, которая вмешивается сегодня в экономику, от этого, конечно, в первую очередь страдает бизнес, соответственно, страдают люди. Начинается нервотрепка, какие-то нервозности. Хотя все прекрасно понимают и все видят, что делается».

В зимние месяцы сфера строительства прекращает работу, поэтому потребление цемента резко сокращается. Поэтому в январе-феврале, как и прежде, РЦК производит меньше цемента. Зимой комбинат практически не получает прибыли, но работникам, как и в предыдущие годы во время зимнего простоя, выплачивают две трети зарплаты, – отмечает директор.

Вадим Красносельский, председатель Верховного Совета ПМР: «Вопрос второй: действительно ли есть факты требования работникам к увольнению, резка оборудования, не выплачивается зарплата и просят сообщить, какова зарплата водителей автобазы завода?»

Вадим Скоробогатько, директор РКЦ: «Да, понятно, что зарплаты невысокие, понятно, что платим в простое две трети заработной платы, когда высокопоставленными чиновниками декларируется, что люди не получают зарплату, ни один сотрудник на сегодняшний день не вправе пожаловаться. Если будет жалоба, я могу трактовать это как клевета, все получают вовремя заработную плату».

Галина Антюфеева: «Правительство не ухмыляться должно, а что-то, совместные выездные заседания, вместе с Сафоновым, пригласите его в эту рабочую группу, выехать посмотреть, что надо сделать, какие срочно меры предпринять для того, чтобы не останавливался завод

Александр Кисничан, заместитель председателя Правительства по правовым вопросам: «Не соглашусь с вами абсолютно, потому что ухмылка вызвана тем, что сессия Верховного Совета, время сессии Верховного Совета используется для личного PR. Вот этим вызвана ухмылка. А перед кем? Я не знаю, перед кем.

Вадим Красносельский, председатель Верховного Совета ПМР: «Нет, вы озвучьте, а кто пиарится?»

Александр Кисничан, заместитель председателя Правительства по правовым вопросам: «Я говорю о запросах тех. Если мы хотим решить вопрос на заводе, то объясните, как запрос способствует решению проблем на заводе? Да никак. Если есть желание информацию получить, то я приглашаю лично авторов запроса поехать на предприятие с тем,  кто желает в этом разобраться».

Верховным Советом не рассмотрены сотни законопроектов. Установленные сроки нарушаются, важнейшие законы депутаты откладывают годами. Вот и на минувшей сессии несколько часов ушло на публичные письменные запросы.

Вадим Красносельский, председатель Верховного Совета ПМР: «Тема-то очень серьезная. И касается не только РЦК, только что мы здесь по «Литмашу» рассуждали, это закрытие предприятий, невыплата зарплат и так далее. А, кроме того, это уход инвесторов, в том числе из этого предприятия».

Вадим Скоробогатько, директор РКЦ: «Где вмешивается политика, начинаются инсинуации в бизнесе. Что можно сказать? Если в следующем году будут такие же вопросы подниматься, почему режется оборудование на четвертой мельнице, а третья будет работать, поверьте мне, что это будут слова из той же самой песни».

Возможно, громкие высказывания депутатов связаны не только с политикой, как считает директор.

Евгений Шевчук, Президент ПМР: «Один из подходов уже обсуждается в парламенте. Напомню, что предлагается продать государственную собственность. Мы четыре года собирали государственную собственность – не продали ни одного предприятия, зато Верховный Совет сегодня уже хочет продать. Возможно, вся шумиха вокруг ММЗ и цементного завода связана с тем, что  кто-то это хочет купить? В поправках депутатов уже продаются акции цементного завода, которые были переданы в государственную собственность два года назад. Не пойму такой подход: то ли это бизнес, то ли государственное управление? С этим надо разбираться представителям КГБ и Прокуратуры ПМР».

Что касается РЦК – депутаты всё-таки направили очередные запросы в Правительство. На них поступят письменные ответы, то есть, скорее всего, разговоры о цементном комбинате ещё будут длиться очень долго.