С 2012 года в Приднестровье появился крупный комплекс государственных производственных предприятий. В основном их имущество возвращалось в госсобственность за долги бывших владельцев. Во многих случаях бывшие собственники проводили финансовые махинации, в результате которых заводы и фабрики становились должниками и уже не могли продолжить работу, а деньги выводились за пределы республики. У каждого такого предприятия своя судьба, но в чем-то их истории похожи.
Каково же сейчас положение дел на уже государственных заводах и фабриках, на каких из них начался выпуск продукции, а в каких производственные и финансовые сложности так и не удалось решить? Ситуацию в госсекторе на специальном совещании обсудил Президент республики.
Тираспольский мясокомбинат. Это предприятие возвращено в госсобственность позже других, в начале этого года. К тому времени оно было на грани остановки. Директор говорит: собственники уже планировали прекратить производство и ликвидировать предприятие.
Илья Капанжи, директор Тираспольского мясокомбината: «За полгода на предприятии произошли очень серьезные изменения. Во-первых, предприятие возобновило производство теми темпами, которые были в докризисный период. Рост составил от 50% к периоду до перехода всего в государственную собственность, по некоторым позициям больше».
Внушительные долги по зарплате, налоговым и прочим платежам в бюджет – всё это было даже на тех предприятиях, которые сейчас считаются вполне успешными.
Владимир Сычев, генеральный директор Рыбницкого хлебокомбината: «Одиннадцатый год был практически провальный для хлебзавода. Убытки по итогам 2011 года составляли чуть более 2 миллионов, при этом была трехмесячная задержка по заработной плате. Тут доходило до того, что люди практически бастовали. После перехода, естественно, удалось увеличить объёмы производства. Мы вышли впервые за все время до налогообложения с прибылью. Это буквально за полтора года. Считаю, что это хороший прорыв».
Переход в госсобственность означает, что государство берёт на себя все долги предприятия, которые часто больше стоимости самого объекта. То есть государство получило старое оборудование и ещё более старые цеха и огромную задолженность, которая висит на всех этих активах. Их можно было и не переводить в госсобственность. Но что происходит, если по финансовым обязательствам не отвечает никто? Обычно имущество уходит с молотка – станок отдельно, транспорт отдельно. Вырученных денег, может, и хватает на выплату долгов по зарплате, но предприятие прекращает своё существование. Люди оказываются на улице, на продолжение работы им рассчитывать не приходится. Это, конечно, худший вариант, но он ждал если не все, то точно многие предприятия, которые сейчас находятся в госсобственности. Государство сохранило производства, но наладить на них работу очень сложно.
Светлана Лощинина, директор Бюро по управлению активами: «Предприятие когда оказалось без средств, без рынков, без вложений, без инвестиций, конечно, нам достались предприятия изначально проблематичные, с большими долгами по заработной плате, с большими долгами по налоговым платежам и полностью потеря всех рынков, потеря квалифицированных работников. Все это, конечно, сказалось на тех проблемных предприятиях, которые у нас сегодня есть».
Ситуация на государственных предприятиях – Президент довольно часто проводит совещания на эту тему. Положение госсектора довольно интересное: на одних производствах в разы увеличен выпуск продукции, объёмы производства, налоговые платежи. Например, Каменский консервный завод сейчас бьёт рекорд за рекордом. За 2 года он в 14 раз увеличил объёмы производства и вышел на максимальные для постсоветского времени показатели.
Светлана Грабко, рабочая Каменского консервного завода: «Трудимся мы с большим настроением. После того как мы перешли в госсобственность, уже второй сезон завод работает ритмично и без перебоев, по сравнению с теми годами, когда он был частником. У нас тогда были простои из-за поломок, из-за сырья, а сейчас есть работа, будет и зарплата, люди довольны».
Руслан Спатарь, директор Каменского консервного завода: «За 7 месяцев 2012 года была произведена 201 тысяча условных банок, за 7 месяцев 2014 года было произведено 8 миллионов условных банок. Если говорить в текущих ценах, то тогда было 752 тысячи рублей, на сегодняшний день у нас 35 миллионов. В 2012 у нас было около 60 постоянных рабочих, сейчас у нас – 238, штат».
Бендерский комбинат хлебопродуктов – самое крупное в Приднестровье предприятие по хранению и переработке зерна, производству муки и круп. Работники говорят: до перехода в госсобственность в его элеваторах было не больше 25 тысяч тонн зерна, а сейчас 120 тысяч – хранилища заполнены.
Евгений Дуров, директор Бендерского комбината хлебопродуктов: «С момента перехода предприятия нами были начаты масштабные работы по ремонту элеватора, была восстановлена железнодорожная ветка, организована ещё одна точка погрузки. Посредством льготного кредитования при поддержке руководства нами был получен льготный кредит, и мы приобрели новый мельничный комплекс, позволяющий нам перерабатывать порядка 70 тонн зерна в сутки».
Вместе с комбинатом хлебопродуктов хорошо развивается Бендерский хлебокомбинат, где непосредственно выпекают хлеб. Так же, как и аналогичное предприятие в Рыбнице. Но такая ситуация не во всем госсекторе.
Практически простаивают бендерский завод «Электроаппаратура», речной порт и автосборочный завод. В отличие от предприятий агропромышленного комплекса, например, сборщикам агрегатов для большегрузного транспорта сложнее возобновить производство.
Светлана Лощинина, директор Бюро по управлению активами: «За 2013 и 14-й год проведена работа в части работы по рынкам сбыта готовой продукции. Сегодня мы готовим заказы для Российской Федерации по изготовлению зерновозов, трубовозов. И в дальнейшем планируем, что данные заказы позволят нам возобновить работу данного предприятия».
На ряде проблемных предприятий долги по налогам и заработной плате исчисляются миллионами рублей. На это обратил особое внимание Президент.
Евгений Шевчук, Президент Приднестровской Молдавской Республики: «К сожалению, получая кредиты, прошлые собственники не вкладывали в предприятия, поэтому они нуждаются опять в инвестициях, опять в кредитовании. Несмотря ни на что, есть у нас позитивные моменты по самим предприятиям, есть и негативные, потому что нет ресурсов для того, чтобы в должном объеме их поддерживать».
Светлана Лощинина, директор Бюро по управлению активами: «Особое внимание Президент уделил тому, что зарплата на всех государственных предприятиях должна быть достойна, увеличена и доведена до среднего уровня зарплат, которые есть в коммерческих структурах».
Президенту сообщили: на Биохимзаводе ведется модернизация, которая уменьшит производственные расходы. Швейная фабрика «Одема» и впервые за многие годы Рыбницкий хлебокомбинат стали работать с прибылью. Глава государства поручил расширять рынки сбыта и повышать конкурентоспособность предприятий.
Татьяна Туранская, председатель Правительства ПМР: «Президентом было указано Правительству в кратчайшие сроки провести рабочее совещание, на котором будут выработаны критерии, которые будут направлены на стабилизацию экономических показателей по всем госпредприятиям: на увеличение объемов производства, на улучшение качества выпускаемой продукции, на увеличение заработной платы и расширение рынка сбыта».
И ещё о роли госпредприятий. В 2012 году они, ещё будучи частными, заплатили налогов на 10 миллионов рублей. В следующем, 2013-ом, – уже 20 миллионов, а за первые 6 месяцев этого года – 15. То есть, если ситуация не изменится, за двухлетний период те же предприятия увеличат отчисления в бюджет примерно в 3 раза.